Закаливание детского организма

Закаливание ребёнкаПод закаливанием следует понимать систему мероприятий, которые усиливают способность организма приходить в равновесие с меняющимися условиями среды, повышают устойчивость организма к холоду, действию жары и к так называемым простудным заболеваниям. Закаливание — сложный рефлекторный и условнорефлекторный процесс.

Под влиянием закаливания происходят функциональные изменения всего организма. Совершенствуются безусловные рефлексы, устанавливаются новые нейрогуморальные связи — все это способствует более тонкой и точной адаптации организма ребенка к условиям внешней среды.

В осуществлении связей организма со средой большую роль играет кожа с ее многочисленными нервными окончаниями, которые воспринимают влияние внешних раздражителей. Систематическое воздействие факторов внешней среды (воздуха, воды, солнца) на кожные рецепторы способствует настройке центров терморегуляции. Итак, суть закаливания детского организма заключается в тренировке организма, его терморегуляторных механизмов систематическим раздражением.

Для закаливания используются природные факторы — свежий воздух, солнце, вода. Большое значение имеют занятия физическим трудом, а также игры, гимнастика и спорт на свежем воздухе. Однако следует помнить, что в закаливании очень большое значение имеет соблюдение определенных условий. Прежде всего закаливать организм нужно постоянно, начиная с раннего детства и до глубокой старости.

Не менее важна постепенность: начиная с более высокой температуры, следует постепенно снижать ее. Также постепенно должна нарастать и продолжительность процедур. Но прежде чем начать закаливание, нужно посоветоваться с врачом относительно процедур закаливания и методики их проведения, потому что не каждую процедуру можно рекомендовать тому или иному человеку, а тем более ребенку.

При правильном и систематическом использовании таких мощных факторов природы как свежий воздух, солнце и вода в сочетании с физическим трудом и спортом, в организме человека происходят такие изменения.

  • Улучшаются состояние и функции коры больших полушарий. Устойчивыми становятся моральные и волевые качества. Уравновешиваются процессы возбуждения и торможения. Школьник становится более уравновешенным, спокойным, внимательным и работоспособным.
  • Повышается трофическая функция нервной системы. Повышается обмен веществ. Углубляется дыхание. Объем вдыхаемого воздуха возрастает на 25-30%, что благоприятно влияет на окислительные процессы. Улучшается кровообращение, увеличивается ударный объем крови. Улучшается состав крови. В крови увеличивается количество эритроцитов, обновляется их состав за счет образования молодых клеток и отмирания старых, повышается процент гемоглобина. Улучшается снабжение мозга кровью.
  • Повышается «неспецифический иммунитет», то есть невосприимчивость организма к простудным, инфекционным заболеваниям и болезням обмена веществ.
  • Вырабатывается витамин D — кальциферол, под влиянием которого улучшается минеральный обмен в организме ребенка (обмен кальция и фосфора). Повышение минерального обмена вызывает ускорение реакции нервной системы, повышение тонуса мышц и т.п  Укрепляются кости, исчезают явления рахита. Все это способствует полноценному развитию организма и формированию нормальной осанки школьника.

Закаливание детей воздухом проводится тщательным проветриванием и некоторым снижением температуры воздуха (на 1-3°) помещений, где находятся дети; пребыванием в помещениях с постоянным поступлением свежего воздуха через фрамуги, форточки, открытые окна; облегчением одежды для прогулок, экскурсий; проведением утренней гигиенической гимнастики, игр на открытом воздухе; приемом воздушных ванн.

Воздушные ванны делят на тепловатые — при температуре воздуха выше 20°, прохладные — от +17 до + 20° и холодные — при температуре воздуха +16° и ниже.

Прием воздушных ванн дети должны начинать с тепловатых и очень постепенно переходить к прохладным, а затем к холодным. Закаливание ребенка воздухом во всех случаях требует индивидуального подхода. Необходимо постепенно снижать температуру воздуха, облегчать одежду, увеличивать продолжительность воздействия (начиная с 5-10 мин.) и т.д. Летом школьники принимают воздушные ванны во время утренней гимнастики и перед купанием.

Детям младшего школьного возраста летом рекомендуется в течение целого дня ходить в полуобнаженном виде (в трусах). Рекомендуется учитывать и очень ценное влияние сна детей на воздухе. Сон школьников на открытом воздухе является одним из ценных средств профилактики заболеваний туберкулезом.

Закаливание детей солнцем следует применять только с разрешения врача. Солнечные ванны надо строго дозировать и проводить с учетом индивидуальных особенностей ребёнка, состояния его здоровья и обязательно в хорошо организованных условиях (наличие навесов, чистой воды, топчанов или подстилок, аптечки и пр.). Влияние солнечной радиации на организм человека разнообразно. Наиболее биологически активны ультрафиолетовые лучи, осуществляющие бактерицидное, антирахитическое влияние и вызывающие загар. От солнечных лучей на коже ребенка погибает много болезнетворных микробов.

Антирахитическое влияние солнечной радиации заключается в том, что под воздействием ультрафиолетовых лучей в коже синтезируется витамин D3 (холекальциферол). В результате увеличения в организме содержания витамина D  исчезают явления рахита, укрепляется костная система, повышается тонус, сила и развитие скелетных мышц.

Под действием ультрафиолетовых лучей на кожа загарает. Это обусловлено тем, что в клетках глубокого слоя эпидермиса кожи откладывается пигмент меланин. Пигментация кожи (загар) защищает размещенные глубже ткани организма от вредного воздействия солнца. Пигментация кожи является показателем хорошего функционирования защитных систем организма от вредных воздействий. При этом важно помнить, что при закаливании солнцем не следует добиваться сильного загара, особенно у детей с очень нежной, мало пигментированной кожей. Кожа таких детей трудно поддается загару, могут быть ожоги, что очень вредно для здоровья.

Лучшее время дня для облучения солнцем детей — 9-11 часов утра для цетральной России и 8-10 часов утра для южных районов. В эти часы воздух чище и менее нагрет, а лучи солнца не так обжигают, как днем. Продолжительность первых солнечных ванн 4-5 минут. Продолжительность каждой последующей ванны увеличивается на 2-3 минуты, И так постепенно доводят пребывание под солнцем до 25-30 минут. Солнечные ванны следует принимать не менее чем за 1,5-2 часа до еды и через такой же промежуток времени после еды (но не натощак). После пребывания на солнце необходимо перейти на 5-10 минут в тень, а потом искупаться или принять душ.

Несоблюдение правил постепенности при приеме солнечных ванн может вызвать ожоги кожи, которые сопровождаются повышением температуры, головной болью, бессонницей и общим плохим самочувствием. Негативное влияние длительных солнечных ванн проявляется и в излишней раздражительности, возбуждении, потере аппетита. Вредные последствия длительных солнечных ванн могут проявиться и значительно позже (осенью или зимой) в быстрой утомляемости и повышенной нервозности детей.

Солнечный ожог, который происходит в результате воздействия ультрафиолетовых лучей, проявляется не сразу, а через несколько часов после их действия. Солнечный ожог вызывает ряд болезненных явлений в коже (зуд, покраснение и припухлость кожи, волдыри), при этом появляются головная боль, общее недомогание, нарушается сон, повышается температура тела.

Во время приема солнечных ванн на голову надо надевать белую панамку. При нахождении на солнце с открытой головой может произойти солнечный удар.

Солнечный удар — результат прямого воздействия на головной мозг преимущественно инфракрасных лучей, которые при открытой голове проходят сквозь кости черепа. Начальная стадия солнечного удара сопровождается сильной головной болью, резким покраснением, головокружением. В тяжелых случаях появляется затрудненное дыхание, рвота, потеря сознания, судороги, и может наступить кома или даже смерть. Тепловой удар бывает вследствие общего перегрева организма и нередко совпадает с солнечным ударом.

Воду, как фактор закаливания, применяют в виде обтирания, обливания (душ), купания и мытья ног. Обтирание делают полотенцем или куском не слишком мягкой ткани, смоченной в воде. Температура воды для первых обтираний должна быть около 32°, а затем каждые два-три дня её снижают до комнатной температуры, но не ниже 12-13°. После обтирания мокрое тело сразу растирают сухим полотенцем до покраснения. Чтобы не произошло переохлаждение тела во время водных процедур, температура воздуха в помещении должна быть не ниже 15°.

Обливание вызывает сильные физиологические сдвиги в организме, поэтому при обливании температуру воды надо снижать осторожнее. Сначала температура воды при обливании должна быть около 34°, через каждые три дня ее снижают на один градус; позже, когда температура воды дойдет до 25°, снижение ее следует делать медленнее — на градус через каждые 4-5 дней, доведя ее до 18-20°.

Если обливание проводят после обтираний, когда у школьников выработалась устойчивость к холодному раздражителю, то начальную температуру воды можно снизить на 2-3°, начиная обливание водой с температурой 28-27°. Простое обливание проводится из кувшина, графина и тому подобное. Душ действует сильнее, чем простое обливание, так как при этом присоединяется еще и механическое воздействие струй воды.

Температура воды должна быть такой же, как и при простом обливании. Душ ученики принимают с 40-60 секунд, подставляя спину, бока, грудь (голову под душ подставлять не следует). Из местных водных процедур можно рекомендовать ножные ванны, полоскания горла (температура воды такая же, как и при обливании).

Очень эффективным закаливающим средством является купание. Школьникам можно начинать купаться при температуре воды не ниже 20°, а воздуха не ниже 22° (в тени). Продолжительность первых купаний 4-5 минут. Затем постепенно увеличивать до 10 минут младшим школьникам и до 15 минут старшим школьникам.

Большое значение для сохранения постоянной температуры тела имеет одежда. Зимой она предохраняет тело от охлаждения, а летом — от действия солнечных лучей. Зимняя одежда детей должна иметь малую теплопроводность, чтобы уменьшить теплоотдачу. Однако и зимой не следует слишком кутать детей, потому что очень теплая одежда располагает к неустойчивости к простудным заболеваниям.

Летняя одежда, напротив, должна хорошо проводить тепло. Лучше сохраняет тепло шерстяная одежда, хорошо проводит — льняная одежда. Летнюю одежду лучше шить из ткани белого цвета, который хорошо отражает солнечные лучи. Размеры и покрой детской одежды и обуви должны быть такими, чтобы не мешать движениям во время ходьбы и работы и не нарушать кровообращение и дыхание.

One thought on “Закаливание детского организма

  1. В детском саду закаливание воздухом проводится разнообразно. Для закаливания воздухом пользуются воздушными ваннами в помещении, прогулками, сном на воздухе, воздушносолнечными ваннами.